«Аллея кошмаров»: бульварный нуар от сказочника дель Торо

30 января 2022
Фото аватара
30.01.2022
351546
3 минуты на чтение
Аллея кошмаров 2

Пока в Европе разгорается Вторая мировая, Стэн, хмурый мужчина со скелетами в шкафу, прибивается к труппе бродячего цирка. Там он знакомится с супругами Зиной и Питом, которые разыгрывают шоу предсказаний: жена играет роль гадалки, муж подсказывает ответы. Они раскрывают Стэну многие свои секреты, но главный — шифр из кодовых слов и интонаций — не выдают. Вскоре герой сходится с красавицей Молли, они мечтают покинуть цирк и жить в респектабельных отелях, выступая перед богемной публикой.

Пробившись со своим шоу к самым престижным подмосткам, Стэн знакомится с психологом, которая соглашается помогать ему обманывать доверчивых богачей, готовых выложить любые деньги за упокоение терзающих их демонов. Стэн принимается строить из себя медиума, способного говорить с душами умерших.

Nightmare Alley 

Жанр: психологическая драма, нуар
Режиссёр: Гильермо дель Торо
В ролях: Брэдли Купер, Руни Мара, Кейт Бланшетт, Уиллем Дефо, Тони Колетт
Премьера в России: 20 января 2021 года
Похоже на: «Мальтийский сокол» (1941), «Красные огни» (2011), «Дамбо» (2019)

Имя режиссёра Гильермо дель Торо связано с фильмами мистическими, загадочными, но вместе с тем чувственными и романтичными. Даже если речь идёт о битвах гигантских роботов с монстрами из другого измерения. Нередко дель Торо называют главным сказочником Голливуда. Но если и есть одна черта, которая в чём-то объединяет все предыдущие работы мексиканского режиссёра, то это его авторский взгляд, всегда полный детской искренности и непосредственности, любви к своим мирам и героям. Тем удивительнее обнаружить в «Аллее кошмаров» очень приземлённую, жёсткую и холодную историю. 

«Аллея кошмаров» — вторая экранизация одноимённого романа Уильяма Линдси Гешама. Но первый фильм, вышедший в 1940-х, был скован кодексом Хейса, не позволившим полноценно погрузиться в мрачные пучины этой истории о человеческих амбициях и неспособности остановиться даже перед лицом смертельной опасности. 

Аллея кошмаров 4

Дель Торо же переносит на экраны книгу без всяких прикрас. Здесь он неожиданно серьёзен, ведь мы привыкли, что даже в самых мрачных его картинах («Хронос», «Лабиринт фавна», «Хребет дьявола», «Багровый пик») остаётся место надежде и любви. К тому же в «Аллее кошмаров» режиссёр впервые в карьере отказывается от каких-либо сверхъестественных элементов истории и даже предостерегает от встречи со всем мистическим и потусторонним, говоря, что люди не готовы к этому. Тем не менее здесь хватает и общих для всего творчества Дель Торо тем. Нашлось место и очаровательным аутсайдерам, и героям, неспособным найти своё место в мире. К тому же в Стэне, обманывающем публику на потеху ей самой, режиссёр наверняка видит собственное отражение. 

«Аллея кошмаров» — картина невероятной красоты, от взгляда на некоторые кадры перехватывает дыхание. Давний соратник режиссёра, оператор Дан Лаустсен (он снял самые красивые фильмы мексиканца — «Форму воды» и «Багровый пик») с помощью света, цвета и теней творит настоящую магию, превращая мир на экране в живой, дышащий, не забывая при случае цитировать Тарковского и Орсона Уэллса. Пожалуй, местами дель Торо и Лаустсен слишком уж увлекаются стилизацией под нуар — так, например, здесь очень редко прекращается дождь, а Брэдли Купер проводит половину хронометража с сигаретой в зубах. Но оторваться от здешней красоты невозможно.  Смотреть этот фильм мы решительно советуем на большом экране

Аллея кошмаров 1

А вот в остальном «Аллею кошмаров» трудно назвать однозначной удачей. Ленту можно обвинить в чрезмерно затянутом хронометраже, излишних заигрываниях с нуарной стилизацией. В итоге в фильме встречается большинство классических жанровых тропов. При этом Дель Торо слишком уж тщательно погружается в души главных героев и увлекается проговариванием многих вещей, не оставляя привычного в жанре места для загадки и зрительской интерпретации.

Ансамбль из хороших актёров играет здесь лишь несколькими красками: Купер хмурится и загадочно ходит из стороны в сторону, Мара воплощает чистую невинность, Бланшетт реплики в любом диалоге проговаривает исключительно с многозначительной интонацией, Дефо хитро щурится, а Рон Перлман… ну, это Рон Перлман. Возможно, дело в том, что в сценарии все действующие лица поданы как архетипы: загадочный мужчина, femme fatale, робкая красавица, дуболом-силач. 

Аллея кошмаров

Но густая атмосфера и богатый киноязык не оставляют шанса выбраться из объятий обволакивающих щупалец этой истории — до самой развязки, которая красиво закольцовывает весь сюжет (хоть тут и проговаривают основной посыл для самых невнимательных зрителей). Режиссёр позволяет сценам «подышать», никуда не торопится, даёт нам сблизиться с героями и рисует их мелкими штрихами. Ни разу не покидает ощущение, что от первого кадра до самых титров это авторское произведение, хоть и снятое на деньги компании Disney. 

«Аллея кошмаров» достойно справляется с задачей на два часа погрузить нас в свой мир и рассказать, как люди всё время стремятся быть обманутыми. Проблема в том, что от Дель Торо мы всегда ждём новой необычной точки зрения и слома канонов, а не взгляда в прошлое, игры в жанры и нахождения в рамках форматов. Надеемся, что в мультипликационном «Пиноккио», другой экранизации от мексиканца, мы получим что-то чуть более оригинальное. 

Но хоть этой истории и не достаёт вдохновенности, чувства связи с героями на экране, отказать ей в художественных достоинствах нельзя. Когда ещё мы увидим на большом экране такой классический нуар?

Читайте также

Статьи

Художник Юрий Хилл: 7
0
10300
Художник Юрий Хилл: мрачные миры, лесные чудовища и невыразимый ужас

Беседа об эмоциях, которые дарит хоррор, картинах Шишкина и о том, как стать богатым и знаменитым офисным сотрудником

Сериал Fallout: а это точно было в играх? 5
0
17381
Сериал Fallout: а это точно было в играх?

Совпадения и различия вселенной сериала и канона игр

Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти 5
0
63196
Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти

Как изучают мрак, из которого состоит вселенная

«Чужой» среди своих: лучшие кроссоверы с участием ксеноморфов 12
0
103941
Чужой против Терминатора, Баффи и Черепашек-ниндзя: самые безумные кроссоверы

Как будто кто-то сомневался, что ксеноморф может драться вообще с кем угодно

Кричим в космосе в компании Чужого в
0
212264
Кричим в космосе в компании «Чужого» в 123 выпуске «Фантастического подкаста»

Обсуждаем самую ползучую и кислотную франшизу ко всемирному «дню Чужого»

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве
0
121883
Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве

Апофеоз великой фэнтезийной эпопеи

Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?
0
165332
Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?

Наш автор погрузился в бездны нижнего интернета и дебри экономики, чтобы найти ответ.

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
230267
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки, плагиат или нет

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: