Невероятный полет фантазии: Тим Пауэрс и его книги

28 февраля 2021
Фото аватара
28.02.2021
325777
4 минуты на чтение
Невероятный полет фантазии. Тим Пауэрс и его книги. 2

В високосный 1952 год 29 февраля на свет появился Тимоти Томас Пауэрс, ставший одним из видных авторов фантастики. Его семья — ирландские эмигранты — проживала тогда в Буффало, штат Нью-Йорк, а позже перебралась в Калифорнию. Там Пауэрс живет с семьей и сейчас: более холодный климат ему не пришёлся по вкусу, а Калифорнии нашлось место на страницах его книг.

Мечтать о карьере писателя Тимоти начал ещё будучи подростком, рассудив, что «писатель может делать самые клёвые вещи». Сам мальчик тогда зачитывался книгами Александра Дюма и Марка Твена. Когда будущему фантасту было одиннадцать, к числу его любимых писателей прибавился Роберт Хайнлайн. Твёрдо решив идти к своей мечте, в 13 лет Тим отправил первый рассказ в журнал The Magazine of Fantasy and Science Fiction и тогда же получил свой первый отказ. Удивительно, но мальчика это вдохновило: «Вы посмотрите! Прямо как Хемингуэй! Я один из этих парней!». Решив, что он вполне может продолжить получать отказы, Пауэрс примерно раз в год отправлял в журнал что-нибудь новое. До первой публикации оставалось ещё много лет.

В 1970 году Пауэрс поступил в Калифорнийский университет, где изучал английскую литературу и получил степень бакалавра в 1976 году. Учёба вызвала у него интерес к мировой классической литературе, от Данте до Джойса. Впрочем, о любви к фантастике Тимоти тоже не забывал. Так, вместе с новыми друзьями Джеймсом Блэйлоком и Кевином Джетером, которые также со временем стали известными писателями, Пауэрс планировал ввести «в моду» фантазии на викторианскую тему. В итоге троица поспособствовала становлению стимпанка. Кстати, викторианская Англия действительно принесла писателю успех, но это случилось только в 1983 году, когда вышли «Врата Анубиса». Впрочем, в невероятном коктейле этого романа было много других неожиданных составляющих: к тому моменту Пауэрс уже нашёл ключевой для его фирменного стиля подход, который состоял в совмещении жанров и идей.

Невероятный полет фантазии. Тим Пауэрс и его книги.

В 1972 году Пауэрс и компания познакомились и подружились с Филипом Диком. Тот был уже достаточно именитым писателем, при этом сам Тимоти знал буквально несколько его рассказов. Но со временем он прочёл все книги, написанные другом, и с трепетом признал, что тот был гением. Особенно на Пауэрса производила впечатление скорость, с которой Дик мог написать полноценный роман. Тим и Кевин Джетером однажды послужили прототипами для персонажей Филипа Дика (из романа «Валис»). И, что особенно символично, первой наградой, которую получит Пауэрс за свою литературу, будет премия имени Филипа Киндреда Дика.

После выпуска из университета Тим Пауэрс выпускает несколько книг, начиная с космооперы в духе «Одиссеи капитана Блада». Романы оказываются достаточно проходными, не вызывая особенного интереса ни у критиков, ни у читателей. Впоследствии автор их значительно переработает, но пока он методом проб и ошибок ищет то, что может дать фантастической литературе только он. Изданный в 1979 году «Черным по чёрному» был встречен более благосклонно, а настоящим успехом стали «Врата Анубиса».

Что будет, если смешать путешествия во времени, викторианскую Англию, египетские мифы, тамплиеров и магию? Получится именно первый хит Тима Пауэрса. Имея за плечами хорошее гуманитарное образование, писатель добавил к нему умение глубоко погружаться в области, которые ему потенциально интересны. В одном из интервью Пауэрс рассказывал о том, как много для него значит изучение подробностей о теме, о которой он пишет в данный момент, как ему нравится исследовать и делиться своими находками с читателем через книгу. Прибавив к этому захватывающие и динамичные сюжеты, автор добился признания любителей фантастики. Эту формулу успеха — взять несколько интересных тем, связать их воедино (подчас, несмотря на некоторую парадоксальность) и создать нечто на грани фэнтези и магического реализма — пытались повторить впоследствии многие писатели.

Невероятный полет фантазии. Тим Пауэрс и его книги. 1

За оставшиеся 80-е годы Пауэрс выпустил ещё несколько романов, продолжая экспериментировать с различными направлениями фантастики и жанрами. Из них стоит отметить «На странных берегах», которыми вдохновлён сюжет четвертых «Пиратов Карибского моря». Фильм, впрочем, заимствует из книги только отдельные идеи и имеет не так уже много общего с куда более  неординарным первоисточником. От него картина унаследовала, пожалуй, только сочетание морских приключений и магии вуду.

А все 90-е у него заняла «Трилогия Сдвигов», и каждая книга цикла в итоге завоевала премию «Локус». Здесь писатель возвращается в нишу магического реализма и уже городского фэнтези. В каждой книге трилогии фигурируют свои легенды и архетипы, которые двигают сюжет и насыщают его символизмом. Так «Последняя ставка», открывающая трилогию, играет сразу на темах карт Таро и покера (к концу книги вы будете знать немного и о том, и о другом). Сюжет второй книги, где развернётся охота за призраками, независим от первого, а третий роман связывает всё вместе, добавляя в уравнение греческих богов.

Визитной карточкой книг Пауэрса стали цитаты, аллюзии и отсылки, которыми изобилуют его произведения, давая внимательному читателю шанс заранее начать строить догадки о финале. Это многослойное чтение: возможно, однажды решив перечитать роман Пауэрса, вы увидите его с непривычной, новой стороны, открыв новую грань смысла. Писатель без занудства учит чему-то новому и задаёт важные вопросы.

При этом Пауэрс не стесняется оставаться развлекательным. Приключения его героев нередко сравнивают с похождениями Индианы Джонса, они опасны и увлекательны. Кроме того, писатель отлично работает с характерами и персонажами, создавая множество запоминающихся образов. И финальным штрихом мастерства Пауэрса можно назвать умение создавать атмосферу магического мира, находящегося на расстоянии вытянутой руки от читателя.

Читайте также

Тим Пауэрс «Три дня до небытия»

Тим Пауэрс «Три дня до небытия»

Гремучая смесь жанров с головоломным сюжетом и безумным эзотерическим антуражем

Тим Пауэрс «Последний выдох»: сюрреалистическая охота на привидений 1

Тим Пауэрс «Последний выдох»: сюрреалистическая охота на привидений

Здесь призраки вселяются в людей и цитируют «Алису в Стране чудес», а люди едят призраков.

Читайте также

Статьи

Обзор Hades 2 в раннем доступе: больше, чем просто «DLC к Hades»
0
9258
Обзор Hades 2 в раннем доступе: больше, чем просто «DLC к Hades»

Скучнее героиня, больше масштаб, разнообразнее и сложнее геймплей.

«Ворон»: неснятые сиквелы и ремейки. Невеста, зомби и Эминем 11
0
16182
«Ворон»: неснятые сиквелы и ремейки. Невеста, зомби-коп, Сатана и Эминем

Сюжеты неснятых черновиков — это просто кладезь безумных идей.

Художник Богдан Тимченко: яркие принты, любимые герои и море ностальгии 6
0
77451
Художник Богдан Тимченко: яркие принты, любимые герои и море ностальгии

Красноярский художник — о быстром воплощении идей, ностальгии и нелюбимой фантастике.

Читаем отрывок из романа Стивена Холла «Демон Максвелла» 1
0
70631
Читаем отрывок из романа Стивена Холла «Демон Максвелла»

Отрывок, в котором главный герой получает сообщение от абонента, который уже очень давно находится вне сети.

Гости с неба: что даёт науке изучение метеоритов
0
113580
Гости с неба: что даёт науке изучение метеоритов

Рассказываем, какими бывают камни из космоса и почему они так важны для науки

Кошмары нашей жизни: короткометражные мультфильмы ужасов из России 3
0
124479
Кошмары нашей жизни: короткометражные мультфильмы ужасов из России

Про страшных эмо-кукол, про чудовищного мальчика в Париже и про ужас мужчин и женщин друг перед другом.

Самые ожидаемые фантастические дорамы в 2024 году 1
0
157602
Реинкарнации, джинн и космическая романтика: какие дорамы смотреть в 2024 году?

Не «Игрой в кальмара» и «Мы все мертвы» едиными.

Кто мог бы править Средиземьем 6
0
184078
Мнение: почему «Властелин колец: Охота на Голлума» — плохая идея

Сколько можно доить франшизу?!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: