Сериал «Эдем»: скучный рай прекрасных аниматоров

В далёком будущем нет людей — только роботы, собирающие яблоки, и роботы, которые их охраняют. О людях так давно ничего не слышно, что в них перестали верить (впрочем, охранники продолжают выискивать еретиков, проповедующих существование людей, и насильно перепрограммируют ренегатов). Однажды двое роботов-рабочих находят капсулу, в которой оказывается человеческий ребёнок. Они привязываются к малышке и бегут в пустыню, где обосновалась община роботов, верящих в людей. Девочка вырастает и хочет узнать правду о своём происхождении. А ещё о том, куда же подевались люди…

Eden

Жанр: научная фантастика, постапокалипсис
Режиссёр: Ясухиро Ирие
Роли озвучивают: Марика Коно, Кэнтаро Ито, Кёко Хиками, Тарусукэ Сингаки, Юуки Кувахара, Юко Каида, Коити Ямадэра
Продолжительность: 4 эпизода по 25 минут
Премьерный показ: 27 мая 2021, Netflix
Похоже на:
мультфильм «Прочь!» (Гинтс Зильбалодис, 2019)

Более звёздного состава, чем тот, что работал над «Эдемом», невозможно представить. Именно он, а не сама история, служили главным рекламным крючком сериала. В списке громких имён были не только режиссёр (Ясухиро Ирие, создатель «Стального алхимика» и — почему-то об этом никто не говорит — Alien 9) и сценарист (Кимико Уэно, автор Space Dandy), но также художники (в первую очередь Тосихиро Кавамото, пускай даже он работал только над дизайном персонажей) и композитор (Кевин Пенкин с впечатляющим послужным списком — от «Башни Бога» и Made in Abyss до Norn9, Necrobarista и «Восхождения героя щита»). И это только те, о ком говорилось в пресс-релизах и рекламных материалах; в титрах же фигурируют и мастер дизайна макетов Атсуши Такэучи, и прекрасный художник Clover Xie, и это уже не говоря о сэйю… 

Когда такое происходит, речь идёт либо о продукте, который должен перевернуть аниме-индустрию или хотя бы создать мощный резонанс, либо о чьём-то личном проекте, к работе над которым подключают далеко не всех — только лучших из лучших. В случае с «Эдемом» обе версии вызывают сомнения: для первой маловато рекламы, для второй слишком подозрительно выглядит титр «Writer», под которым указано только имя Кимико Уэно, но не режиссёра и/или продюсера. То есть говорить о близкой сердцу истории, требовавшей воплощения, не приходится.

И это, к сожалению, очень заметно.

Сериал «Эдем»: скучный рай прекрасных аниматоров 1

Визуализация и лор мира впечатляют значительно больше, чем сам сюжет. Не анимация, но именно прекрасный фантастический мир со своей историей завораживает, создаёт впечатление грандиозности и эпичности. Впрочем, эта фэнтезийная вселенная начинает разваливаться, если её рассматривать внимательнее. «Эдем» из таких вещей, которые ждут от зрителя эмоциональной вовлечённости, а не раздумий над фантастическим допущением. Заботливо прорисованные вручную декорации поражают, дизайны роботов интересные (не считая главного антагониста, выглядящего как Саурон с красными светящимися панельками). Дизайн же девочки впечатляюще посредственный — и вызывает кучу вопросов, например, «кто из сумасшедших роботов шил ей под размер шорты, портупею и корсет». 

Образ Сары вдвойне страдает от анимации. Это та самая старомодная игровая цифровая анимация, когда герой постоянно совершает движения, в том числе ненужные и неестественные, и ни секунды не может постоять спокойно. У роботов та же проблема, но из-за того, что большая часть из них не антропоморфна, это не пугает. А вот когда лицевая анимация одновременно показывает слишком много движений мимических мышц и при этом запаздывает с реакцией на полторы секунды, становится страшновато и неуютно. Не «зловещая долина», спасибо анимешной условности лиц и тел, но очень, очень близко к ней.

Сериал «Эдем»: скучный рай прекрасных аниматоров 3

Лор хоть и кажется масштабным и перспективным, но постоянно спотыкается о клише и проваливается на простых невинных вопросах к сеттингу (почему у роботов есть гендерные роли, занимаются ли роботы-работники чем-то помимо сбора яблок, почему никто не контролировал эксперимент по спасению жизни элиты человечества и так далее). Сама же история банальна донельзя: это традиционный сюжет про единственного оставшегося в живых человека, который должен спасти остальных людей и привести их в новый, улучшенный мир, попутно сражаясь со злыми роботами, верящими, что человечество только испортит идеальную вселенную. Посыл понятен, вот только ни в какой момент времени человечество (и любой из его представителей) не берёт на себя ответственность за свои ошибки и, по сути, не отвечает на главный вопрос сериала: «Заслуживают ли люди жить в идеальном мире?» 

Нажмите, если не боитесь спойлеров

В конечном счёте нам даже не показали, как героиня взаимодействует с людьми, как она реагирует на выведенное из криогенного сна человечество, как оно её воспринимает… Сюжетная арка Сары просто не доведена до конца, разве что чисто технически: она исполнила долг, который взяла на себя, но последствий её действий мы не видим — вообще никаких.

Подобный сюжет хорошо бы смотрелся в сказочном жанре, но «Эдем» пышет пафосом научно-фантастического откровения. Замкнутая локальная история про нескольких роботов, девочку и злодея раздувается до библейских масштабов и подаётся с помпезностью блокбастеров 1980-х. Да, лор, сеттинг и сама основа истории предполагают именно такую грандиозность, но сериал её просто не вытягивает. Здесь минимум локаций и персонажей, сцены флешбэков срежиссированы так, что на первое место выходит личная драма антагониста, а не проблемы постройки человеческих резерваций для элиты. А гигантские массы людей и роботов остаются за кадром, выталкивая на первый план дуэль на гигантских мехах — кстати, очень скучно поставленную. 

Возможно, история бы казалась значительно лучше, если бы это была просто камерная биография девочки в роботизированном будущем. Но и эта часть проседает: герои говорят шаблонными фразами и развиваются не сообразно происходящим с ними событиям, а потому что так прописано в «пути героя». Потенциал сеттинга может быть безграничным, но какой в этом толк, если история настолько скучная и посредственная?

Сериал «Эдем»: скучный рай прекрасных аниматоров 2

Выйди «Эдем» десятилетия два назад, вероятно, он бы стал культовым: благодаря технологиям (далеко не прорывным для современной анимации, хотя и впечатляющим) и тяге поздних 1990-х и ранних 2000-х к притчевым сюжетам в фантастическом сеттинге, про который можно написать гораздо больше, чем про самих персонажей. Больше всего «Эдем» напоминает не другие аниме, а латвийский мультфильм «Прочь!» Гинтса Зильбалодиса — и не только потому, что это тоже фантастическая анимационная картина с сел-шейдингом. «Прочь!» — это также притча про ребёнка, оказавшегося вдали от людей и ищущего к ним путь. Там нет ни подробного лора, ни детального объяснения, на чём строится фантастический мир, но это совершенно неважно — перед нами притча, жанр, который подразумевает определённые допущения. 

«Эдем» же весь состоит из таких допущений, при этом пытаясь казаться чем-то большим, чем сказка про добрую девочку и злых роботов. И в итоге сериал, над которым работала феерически профессиональная команда создателей, может похвастать отдельными элементами (дизайнами, музыкой, некоторыми кадрами), но сам по себе не впечатляет.

Читайте также

Статьи

Художник Юрий Хилл: 7
0
30526
Художник Юрий Хилл: мрачные миры, лесные чудовища и невыразимый ужас

Беседа об эмоциях, которые дарит хоррор, картинах Шишкина и о том, как стать богатым и знаменитым офисным сотрудником

Сериал Fallout: а это точно было в играх? 5
0
33385
Сериал Fallout: а это точно было в играх?

Совпадения и различия вселенной сериала и канона игр

Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти 5
0
79621
Тёмная сторона Вселенной: что такое тёмная материя и как ее найти

Как изучают мрак, из которого состоит вселенная

«Чужой» среди своих: лучшие кроссоверы с участием ксеноморфов 12
0
119818
Чужой против Терминатора, Баффи и Черепашек-ниндзя: самые безумные кроссоверы

Как будто кто-то сомневался, что ксеноморф может драться вообще с кем угодно

Кричим в космосе в компании Чужого в
0
238238
Кричим в космосе в компании «Чужого» в 123 выпуске «Фантастического подкаста»

Обсуждаем самую ползучую и кислотную франшизу ко всемирному «дню Чужого»

Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве
0
137812
Роберт Джордан, Брендон Сандерсон «Грядущая буря». Первый шаг к последней битве

Апофеоз великой фэнтезийной эпопеи

Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?
0
181248
Скандал со Sweet Baby Inc. Правда ли, что за «повесточку» в играх платят?

Наш автор погрузился в бездны нижнего интернета и дебри экономики, чтобы найти ответ.

«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки и пасхалки 12
0
246860
«Сто лет тому вперёд» — не Алиса? Отличия от оригинала, вселенная, отсылки, плагиат или нет

Разбираем мир 2124 года со спойлерами!

Спецпроекты

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: